До сих пор я давал советы относительно того, как снизить риск блокировки аккаунта фейсбука только тем фейсбучным френдам, которых знал лично. Потому что люди,  от которых я получал эту информацию, предоставляли мне ее для личных нужд с тем условием, чтобы она не попадала в паблик.

Но ситуация меняется. Этой ночью, в ходе онлайн совещания, часть информации было решено обнародовать. Но обнародовать строго дозировано. Поэтому, если вам покажется, что я чего-то нарочно не договариваю, не запрашивайте у меня большего, чем написано ниже, я в данном случае — всего лишь «рупор», передаточное звено, и не я решаю, что можно разгласить, а что нет.

Впрочем, тем, кого я знаю лично и в ком уверен, я готов лично на ушко сказать больше, вплоть до конкретных фамилий, адресов и даже ИНН.

На этом преамбула закончена.

Кто организует блокировки оппозиции на фейсбуке

Вы правы, когда думаете, что этот процесс централизован и хорошо организован. Но это не «ольгинские», как думают многие. Ольгинские занимаются исключительно контентом, это балаболы с практически нулевой технической квалификацией.

Для организации же блокировок требуется серьезный уровень технической грамотности и понимание алгоритмов принятия решений в соцсетях. Соответственно, во главе этого процесса  стоит одна довольно известная и «старая» московская ИТ-контора, каким-то очень хитрым и сложным образом аффилированная с еще одной российской антивирусной компанией.

Что особенно грустно, среди людей, которые этим занимаются, есть и люди, которые мне лично хорошо знакомы по моей прошлой российской жизни и со многими из которых я еще совсем недавно находился в дружеских отношениях.

Короче, имеющий ухо, да услышит.

Как организуется процесс блокировки

Нарушители «политики» фейсбука имеют несколько уровней «злостности».

Не злостные нарушители, то есть те, кто нарушил правила «случайно» и без намерения это сделать, могут не беспокоиться. Их жалобы на блокировку внимательно рассматриваются, а аккаунты, бывает, даже разблокируются досрочно.

И совсем другое дело «злостные» нарушители, которые, с точки зрения фейсбука злонамеренно и сознательно нарушают правила. Пороговые критерии блокировки их аккаунтов существенно ниже, а возможность «разбана» практически отсутствует. Жалобы на блокировку «злостных» нарушителей рассматриваются по совсем другим критериям, и даже, в определенных ситуациях, могут вообще не рассматриваться. И порой даже письмо с просьбой о разблокировке мятежного аккаунта, подписанное всеми нобелевскими лауреатами может не помочь. Оно вообще может не быть прочитанным, если аккаунт относится к «злостным».

Поэтому первоочередной задачей «блокировшиков» служит даже не столько сама блокировка, сколько ухудшение репутации вашего аккаунта в глазах фейсбука. Ибо, снижая вашу репутацию, они не только облегчают последующие задачи по вашей блокировке, но и по блокировке всех, кто с вами так или иначе связан.

Впрочем, тема «репутации» настолько важна, что я лучше посвящу ей отдельную главу. А пока расскажу о собственно технологии блокировки вашего аккаунта, и как вы можете этой технологии помешать.

Важный момент. Все, что написано ниже, касается постов, открытых для «общего» комментирования. Если ваши посты могут комментировать только друзья, лично вас это касается в существенно меньшей степени.

Понятное дело, что ресурсы «блокировщиков», несмотря на очень хорошее финансирование этого процесса (ну очень хорошее, поверьте)— ограничены. Всех, кого хочешь, не заблокируешь. Поэтому первым этапом любой блокировки является выбор объекта для блокировки и принятие решения по нему — блокируем или нет.

Вот именно этот этап проходит в публичном пространстве, прямо у вас на глазах, он выглядит со стороны безобидно, но именно в этот момент вы можете обнаружить, что вас начали блокировать и предотвратить эту блокировку.

Всего есть несколько десятков специалистов «блокировщиков», назовем их «антимодераторы», которые и принимают решения о блокировках ключевых оппозиционеров.

Выглядит со стороны это так. Один из «антимодераторов», обнаружив пост, который с его точки зрения должен быть заблокирован (или, как вариант, пост, которым можно воспользоваться для блокировки «вредного» аккаунта) оставляет под этим постом комментарий. Это будет обязательно комментарий по сути поста, вроде бы как предназначенный автору, по на самом деле — это комментарий предназначен не для вас, а для других «антимодераторов».

Другие «антимодераторы», увидев в статистике, что один из них оставил комментарий, идут по ссылке, читают этот комментарий (который зачастую содержит мотивацию предлагаемой блокировки, хотя может и не содержать ее) читают пост, и выражают свое мнение путем лайкания комментария. Согласен, что стоит блокировать — ставит лайк. Такая вот демократия у них.

Со стороны это выглядит так, что к вам зашел какой-то посторонний человек, оставил комментарий, а другие, незнакомые вам люди начали вдруг этот комментарий лайкать. Иногда такой комментарий оставляет не «посторонний человек», а кто-то из ваших фолловеров или друзей, но это только в том случае, если вы популярны, и настолько важны для «них», что к вам решено приставить персональных надзирателей.

Дальше все просто — пока этот комментарий не набрал некоего порогового количества лайков, ничего не происходит, но если он их набрал, автоматически запускается процесс блокировки вашего аккаунта. Есть много способов блокировки, это может быть подача массовых жалоб от ботов или даже единичные жалобы отправленные с «особых», доверенных аккаунтов, но для вас это уже неважно, если процесс запущен, ваш аккаунт будет заблокирован, и вы ничего не сможете сделать.

А вот предотвратить запуск процесса блокировки — достаточно просто — надо просто не допустить набора этих лайков. Как предотвратить — понятно.

Обнаружив под своим постом комментарий от совершенно неизвестного вам персонажа, который очень активно лайкают столь же незнакомые вам персоны, следует сразу же, не откладывая, забанить всех этих персонажей, а комментарий удалить. Именно в такой последовательности, сначала — забанить, потом — удалить.

Как правило — этого достаточно. Но если заблокировать вас принципиально важно для них, то один из этих персонажей вернется и оставит еще один комментарий с другого своего аккаунта (аккаунтов у каждого из них – много) и снова начнет собирать комментарии. Надо снова всех забанить и удалить.

Третьей попытки не бывает никогда — инструкция запрещает.

Если вы — персона известная и популярная, то вам сложнее. «Антимодераторы» скорее всего будут у вас в друзьях. Обнаружить компактную группу ваших друзей, которые занимаются исключительно тем, все время лайкают комментарии друг друга, довольно сложно, но при определенной внимательности — возможно. Если вы нашли у себя таких друзей, это скорее всего — не ваши друзья.

Конечно, тут кроются подвохи. Вполне реальна ситуация, когда «честный» незнакомец оставил действительно такой удачный комментарий, что все его будут лайкать. Тут можно ошибиться. Но это — неизбежные издержки борьбы. Ну и кроме того, удачный комментарий, который заслуживает лайков, все же можно отличить, от комментария, который лайкают непонятно почему.

«Злостные» и «не злостные» нарушители

Теперь вернемся к обещанному разговору от том, что для «блокировщиков» важно не только заблокировать вас, но и создать для вас в глазах Фейсбука репутацию «злостного» и «сознательного» нарушителя.

К сожалению, вы тут играете с ними в очень неравных условиях, на их стороне тонкое понимание алгоритмов блокировки, на вашей стороне — полное отсутствие такого понимания, плюс — жажда справедливости. Это коктейль заставляет вас самостоятельно делать шаги, при помощи которых вы сами себе сильно вредите. К сожалению стандартные, ожидемые действия персоны при блокировке ее аккаунта чаще вредят, чем помогают.

Если вы думаете, что «злостность» нарушителя связана с количеством его прежних блокировок, чем больше — тем «злее», вы конечно правы, но правы отчасти. На самом деле, не меньшее, если не большее значение имеет то, как вы себя поведете в случае вашей блокировки. Неправильное поведение может катастрофически усугубить ваше положение, а правильное — наоборот, улучшить его или по, крайности — не ухудшить.

Все начинается с того, что «модераторы фейсбука» наказывают вас в первый раз. В этом случае вас пока еще не блокируют, только удаляют ваши сообщения, о чем вас уведомляют.  Последующие наказания подразумевают уже блокировку.

Вам это кажется несправедливым, вы возмущены, вы пишете протест, вы призываете друзей к протесту…

Примите как аксиому — первые две ваши блокировки всегда правильные, обоснованные и справедливые на 100%. Теоретически, конечно, можно «заблокировать» ваш аккаунт без веских основания и «с нуля», подав на него сразу миллион необоснованных жалоб. Но никто такой ерундой заниматься не будет (ну разве что вы «особая персона» и на вас поступил спецзаказ с соотвествующим бюджетом).

Дело в том, что сами обязательно дадите повод, надо лишь немного подождать. Вы сами, обязательно, чисто статистически либо, не сообразив, перепостите какую-нибудь фотку, где на заднем плане маячит обнаженная женская задница, либо напишете в сердцах, что «все москали — генетические уроды».

И то и другое безусловное нарушения правил фейсбука и «блокировщики» обязательно этим воспользуются, подав самую обычную, правильно аргументированную жалобу.

Что делаете вы в этом случае.

Вы жалуетесь, что вас несправедливо заблокировали «ольгинские троли», потому что вы — оппозиционер и боритесь против Путина. Примерно в 70% случаев вы поступите именно так.

Что увидит модератор фейсбука, когда будет проверять вашу жалобу (а он ее обязательно проверит, пусть не сразу, пусть через неделю, но — проверит, жалобы на «первые» блокировки проверяются тщательно)? Он увидит, что ни «Путин», ни ваша «Оппозиционность» тут не при чем, поскольку заблокировали вас по вполне понятному и очевидному нарушению, за голую женскую жопу или за оскорбление целой группы людей по национальному признаку.

И вот вы уже с ходу попадаете с число «потенциально злостных», поскольку не признаете своих ошибок и пытаетесь обмануть модераторов.

Со второй блокировкой повторится ровно та же самая история. И вы уже становитесь не просто злостным, а «злостным рецидивистом», поскольку уже два раза не признали свои ошибки и два раза пытались ввести в заблуждение модераторов.

А если вы еще откроете один аккаунт вместо заблокированного и начнете писать с него… Это — тоже нарушение правил, и «блокировщики», которые отслеживают эти вещи в автоматическом режиме тут же сообщат о нарушении куда следует. Даже более того, даже если вы не откроете еще один аккаунт, они могут это сделать как бы от вашего имени (если у них будет возможность сымитировать ваши параметры входа) и тоже сообщить куда следует. Блокировки резервного аккаунта в этом случае скорее всего не последует (тут нужны веские юридические доказательства), но если по формальным критериям резервный аккаунт может быть отнесен к вам, ваша «злостность» в рейтинге фейсбука возрастет весьма значительно.

Самое плохое для себя, что вы можете сделать, это призвать со своего резервного аккаунта, чтобы ваши друзья подали жалобы на вашу блокировку.

Такие жалобы, поданные «по просьбе» в порядке флеш-моба, отслеживаются и не особо принимаются во внимание. Более того, если среди тех, кто жалуется на вашу блокировку будет достаточное количество других «злостных нарушителей», это еще более ухудшит уровень вашей «злостности».

Таким образом уже после двух «начальных» блокировок, вы можете получить у фейсбука настолько дурную репутацию, что в дальнейшем вас можно будет очень легко отправлять в бан по единичным жалобам и совершенно пустяковому поводу.

Как не попасть в «Злостные»

Что же, скажете вы, совсем протестовать против блокировок теперь?

Протестовать, конечно можн,о и даже нужно, но не так, как как вы это обычно делаете.

Еще раз, зарубите себе на носу, «первые» ваши наказания будут формально справедливыми, поэтому если вы уж отправляете протест, то пусть это будет не протест, а покаяния: «Да, извините, не сообразил, нарушил, но нарушил без злого умысла, нечаянно, каюсь. Но… меня как общественного деятеля, беспокоит, как бы эта заслуженная мною блокировка не повредила моей репутации, надеюсь, этого не произойдет, не так ли?».

Не спешите открывать второй аккаунт, сразу же как только у вас заблокировали первый. Правда, формально запрещая иметь несколько аккаунтов Фейсбук сквозь пальцы смотрит на то, если эти ваши аккаунты — разноязычные. Но, лучше не злоупотреблять…

Есть уловка, если ваш второй аккаунт будет оформлен на вашу жену, сестру, брата, свата, тёщу или бабушку — это нарушением не будет. Но опять-таки, не следует открывать такой аккаунт именно в тот период, когда основной — заблокирован.

О первых ваших трех блокировках вообще публично сообщать не надо. Тем самым вы лишите «блокировщиков» прозрачной обратной связи. Они смогут судить о результативности своих действий только по косвенным признакам и не смогут выстроить эффективную стратегию относительно вас.

Если в сети размещается какой-то призыв к общественности, чтобы та подавала протесты против вашей блокировки — лучше первоначальный источник призыва разместить не на самом фейсбуке, а где-нибудь в ЖЖ или на другом стороннем ресурсе, на фейсбуке же этот призыв только перепостить со ссылкой на первоисточник. Это несколько нивелирует «отрицательность» злостных нарушителей, выступающих в вашу защиту.

Странные стремления к «объективности»

Возможно вам покажется странным, но «блокировщики» блокируют не только аккаунты «противников режима», но и аккаунты его сторонников. Среди этих сторонников есть достаточно много заметных и одиозных «честных дураков», вроде Юны Мориц. Вот их то как раз и блокируют. С какой целью они это делают, мы, возможно, поговорим в другие времена, но надо чтобы вы понимали — это тоже происходит.

ФСБук

Вообще обсуждать «модераторов» фейсбука и их аффилированость с Российскими спецслужбами дело неблагодарное и неправильное.

Поэтому обсуждать мы это дело и не будем. Но вот от вопросов-то никуда не денешься. Многим по прочтении этого текста возможно захочется задать, например, вот такой вопрос: «Если это дело хорошо финансируется, то не может ли быть так, что у «них» хватит этого финансирования, чтобы выплачивать некоторым сотрудниками Фейсбука очень приличную вторую зарплату, которая может быть даже существенно больше их основной зарплаты?»

Или вот такой вопрос: «Если такая финансовая возможность имеется, то не выплачивается ли такая «вторая зарплата» в том числе и весьма высокопоставленным сотрудникам фейсбука, отвечающим за восточную Европу?»

Понятное дело, что ответа на эти вопросы вот прямо здесь и сейчас не последует. Но это не значит, что такие вопросы не нужно задавать.

 



-->
Дизайн A4J

Карта сайта