В популярном сериале про доктора Куин, женщину-врача с Дикого Запада, в одной из первых серий есть такой странный эпизод. Жители поселка рассказывают доктору Куин, как они линчевали, повесили какого-то своего соседа, за то, что тот выкопал у себя на участке колодец.

История дикая и малопонятная. Как можно лишать человека жизни за такие пустяки?

И лишь спустя несколько лет после просмотра этого сериала, когда я всерьез занялся изучением Теории Игр я наконец понял, что произошло.

Повешенный сосед был видимо одним из первых советских людей в США, и здоровое американское общество защитило свой городок от засухи самым радикальным и единственно надежным способом, произведя дезинфекцию, ликвидировав появившийся в городке источник совковой заразы.

Это я, конечно, пошутил так.

Но по сути… по сути тот странный сериальный эпизод зеркально отображает тот конфликт, которые в наши дни происходит между Западной цивилизацией и сталкивающимися с нею советскими людьми.

В прошлом очерке я описал, что происходит с советскими людьми, оказавшимися на Западе. В этом очерке я расскажу, что происходит с Западом, когда в него попадают советские люди.

Ничего хорошего не происходит! Совок заразен как чума!

Давайте-ка я на живых примерах расскажу, каким образом совок инфицирует и поражает западное общество.

Но начну издалека.

В очень серьезной науке с несерьезным названием «Теория Игр», которая занимается поиском оптимальных стратегий управления, есть такое понятие как «Трагедия Общин». В википедиях и всяких учебниках это понятие объясняется долго, нудно и малопонятно, а я попробую объяснить это наглядно на хорошо знакомом всем примере.

Вот представьте, что утром по загородному шоссе идет довольно плотный трафик. Пробка-не пробка, но скорость — едва-едва 40 километров в час. А люди торопятся. Хочется быстрее.

И вот у кого-то не выдерживают нервы, он съезжает на обочину. И мчится по обочине со скоростью 60 км, обгоняя машины, плетущиеся по шоссе. И все бы ничего, но рано или поздно, ему надо будет вернуться с обочины обратно. И вот в этот момент, когда он втискивается, машины на шоссе вынуждены притормозить, пропуская его, а вслед за ними притормаживает все шоссе. Скорость падает с 40 до 30 км в час.

Водители, видя, что скорость падает, а «обочина движется», тоже съезжают на обочину, чтобы объехать затор. Но ведь им всем тоже придется возвращаться обратно, пересекая основной поток. И они застопорят его. А основной поток, в свою очередь, стремясь сохранить хоть какую-то скорость, тоже перестанет впускать их на шоссе. Обочина тоже встанет..

В итоге, там, где еще пару минут назад худо-бедно было какое-то, пусть и не очень быстрое движение, все остановится намертво, и шоссе и обочина. И все — из-за какого-то дурака, первым съехавшим на обочину.

Вот этот «эффект обочины» прекрасно иллюстрирует то явление, которое в Теории Игр и называется «Трагедия Общин».

Если очень упрощенно, то Трагедия Общин возникает, когда равновесие и стабильность в общине существует за счет определенных ограничений для каждого его члена (в нашем примере — ограничения скорости для всех до 40 км). И когда кто-то из членов общества пытается с себя эти ограничения снять (объехать трудность по обочине), то другие члены общества, чтобы не оказаться в проигрыше, тоже будут вынуждены снять с себя ограничения и в результате происходит «трагедия» (в нашем примере — движение останавливается).

Трагедия общин — очень распространенное явление. Если где-то возникает какая-то проблема, какой-то кризис, где-то чего-то стопорится, то как правило, стоит только слегка поскрести пальцем, как наружу непременно вылезет тот самый «эффект обочины».

Вот как вы думаете, почему полки в российский магазинах ломятся от всякого дерьма, и вы вместо 250 граммовых пачек натурального сливочного масла покупаете 170 грамовые пачки ароматизированного пальмового масла? Вы думаете это всё из-за санкций?

Да ни фига! Из-за нее родимой, из-за Трагедии Общин!

Все началось с того, что какой-то кретин, где-то на просторах ex-СССР, решил получить конкурентное преимущество сняв с себя общепринятые ограничения. Взял, да и выпустил упаковку молока не 1 литр, а 900 грамм за ту же цену, справедливо рассудив, что внешне отличия будут совершенно незаметны и он выгадает перед конкурентами целых 10%.

Это важно подчеркнуть, что кретин был именно «Советским». Потому что Западный специалист такого дурацкого решения ни за что бы не принял. Он получал образование, его научили просчитывать последствия на несколько ходов вперед, а не на четверть хода, как просчитывает советский кретин. Западный специалист прекрасно понимает, что такое Трагедия Общин и к чему приводят попытки получить преимущество таким способом.

Но наш советский кретин про теорию игр даже не слышал, действует чисто по наитию, он считает, что придумал гениальный маркетинговый ход и предвкушает аж 10% выгоды.

Ну что? Получил он её?

Увы, вместо выгоды он получил 10% падение оборота!

Потому что его конкуренты – такие же безграмотные дураки. Вместо того, чтобы поймать кретина и публично повесить его на первом же столбе, улучшив тем самым генофонд нации, они тоже выпустили упаковки по 900 грамм вместо литра. И все вновь оказались в равных условиях, но условиях уже более худших. В городе как продавалась 1000 пакетов молока в сутки, так и продается. Но теперь эти 1000 пакетов вмещают не 1000 литров как раньше, а только 900. Объем рынка схлопнулся на 10% со всеми вытекающими.

И тогда тот же самый или другой кретин решает заменить в своей продукции часть молочного жира более дешевым пальмовым маслом…

«Эффект обочины» пронизывает всю территорию постсоветского пространства сверху донизу и является основной движущей силой постсоветской экономики.

Следствие столетнего отсутствия опыта свободного предпринимательства в стране. Следствие тотальной безграмотности населения, получившего в советской школе целый вагон бесполезных для жизни знаний и не получившего самых элементарных необходимых для жизни навыков (даже сложные проценты в советских школах не проходят). Следствие целенаправленного столетнего подавления интеллектуальной элиты в стране (где даже термин «креакл» является ругательством). Следствие столетнего пестования и бережного взращивания самых низменных инстинктов в населении. Да собственно, какая разница, что послужило причиной этой вакханалии невежества и мракобесия, которое захлестнуло этот «русский», а вернее «советский» мир.

Западная цивилизация тоже в свое время, столетия назад переболела этим, и ей тоже довелось черпануть всем бортом «Трагедии общин». Но будучи, в отличие от Совка, цивилизацией прагматичной и обучаемой, она получила иммунитет. И теперь каждый более или менее вменяемый житель Запада с молоком матери впитывает знание, что прежде чем воспользоваться каким-нибудь очевидным, открывшимся тебе преимуществом, следует притормозить и прикинуть, а не кроется ли за ближайшим поворотом, какого-нибудь подвоха, который обернется ущербом вместо преимущества.

Там очень хорошо понимают опасность простых решений для сложных проблем, и стоит какому-нибудь придурку попытаться объехать затор по обочине, как десятки рук возьмут телефоны и сообщат в полицию. Не потому, что все такие уж сознательные, а потому, что каждый понимает, что если не позвонить, то движение на шоссе остановится.

Именно поэтому Западное общество пронизывает огромное количество всякого рода «обходных путей», по которым так и хочется «побежать в обход». Но они стоят пустыми, никто по ним не бежит, все понимают, что от такой пробежки станет хуже всем и тебе же самому в первую очередь.

И вот теперь представьте себе, как посреди этого великолепия оказывается не имеющий никаких внутренних тормозов и абсолютно лишенный каких-либо «моральных комплексов» советский человек. Да чего я вам это объясняю, вы и сами прекрасно все понимаете. Вы сами знаете, что любой совок, отправляясь на зарубежный отдых, старается выбрать отель, в котором нет других совков.

Любой советский человек, оказавшись среди обилия пустых «обходных тропинок», пускается по ним во все тяжкие, и западное общество накрывает одна маленькая «трагедия общин» за другой. И там, где три года назад можно было взять авто на прокат по ксерокопии прав, вам уже не дадут без оригинала прав и без страхового депозита даже мопед. Там, где еще год назад вам в банке верили на слово, теперь требуют восемьсот килограммов нотариально заверенных переводов с апостилем и справку об анализе мочи.

Нет, конечно, иммунитет перед «эффектом обочины», он никуда не делся, он работает. Западное общество спустя какое-то время, когда первый шок проходит, мобилизуется и разрешает стрелять без лицензии любой живой мишени, только появившейся на обходном пути. Тогда начинается веселая охота и раздаются сетования совков: «Как можно так сурово наказывать за такой безобидный проступок».

Но каждый раз, с того момента, когда Западное общество только-только цепляет совковую инфекцию и до того момента, когда иммунитет начинает работать, всегда проходит какой-то период времени, когда его накрывает полноценная лихорадка и западные люди, хоть и на короткий период, хоть и не в полной мере, но познают воочию прелести совка.

Вот я сейчас, здесь у нас в тихом и мирном Пафосе, наблюдаю две разворачивающиеся «трагедии общин», о которых и хочу вам рассказать.

Маленький лайфхак, стремительно расползающийся в здешней туристической среде. Я уж не знаю, кто первый додумался до этой нехитрой комбинации, но лайфхак, простой и лежащий на поверхности.

Хотите комфортно отдохнуть почти задаром? Купите одни сутки в каком-нибудь крутом отеле по системе «Все включено». Только на одни сутки. А потом снимите на пару недель, а то и на месяц аппартаменты в соседней «трешечке», вообще без пансиона, даже без завтраков, очень дешево выйдет!

После суток по системе «все включено», выезжая из отеля сохраните отельный браслетик. Это же не какой-нибудь сложный электронный девайс, это же просто бирка, удостоверяющая, что ее обладатель живет в отеле по системе все включено. Ни даты, ни номер комнаты, ни ваши отпечатки пальцев на браслетике не прописаны.

Ну а дальше вы поняли. Ночуете в соседнем отеле три звезды, а все остальное время проводите в том самом прежнем крутом отеле и нахаляву пользуетесь всеми преимуществам «Все включено» с помощью своего заныканного браслетика.

Нет, не надо, не благодарите за подсказку. Халява уже кончилась. А кончилась она так. Хитрость эта была настолько очевидна, что лежала на поверхности не только для «самых умных» туристов, но и для администрации. Просто администрации отеля в голову до сих пор не приходило, что найдутся идиоты, которые будут так глупо подставляться.

 Так что развязка наступила скоро. Пойманным с поличным любителям халявы еще повезло. Им всего-навсего пришлось оплатить весь период этот самой халявы по очень нехилым «уличным» ценам отеля. А могло быть хуже — полиция, депортация, пятилетний запрет на въезд в Евросоюз.

Но самое паршивое, что теперь в отелях система предоставления «все включено» будет заменена на более строгую и менее комфортную, и браслетики будут заменены на более сложные и дорогие, с фиксацией даты пребывания и фамилии туриста, и на следующий год вам придется ехать в те же самые отели уже на 10-15% дороже.

Другая история.

Есть в Европе одна германская сеть супермаркетов, которая очень выгодно отличается невысокими ценами, очень высоким качеством товара и совершенно обалденной, четкой организацией работы — настоящим немецким «орднунгом».

В нашем городке Пафосе есть два супермаркета этой сети. Один в жилом спальном районе, а другой в туристической зоне. В соответствии с обычаями немецкого «орднунга» в супермаркетах постоянно проводятся всякие акции по повышению лояльности покупателей. Ну, например, несколько раз в год покупатель сделавший покупку на определенную сумму, получает на кассе лотерейный билетик, по которому можно выиграть всякие крутые ништяки.

И вот администрация сети в какой-то момент совершенно здраво рассудила, что в туристической зоне, где полно русских туристов, неплохо было бы укомплектовать магазин русскоязычным персоналом. Сказано — сделано. И вот в одном из двух магазинов сети появились бывшие советские тетечки.

Я думаю, вы уже догадались, что было дальше. Советским тетечкам тут же пришла в голову мысль, которая по определению никак не могла прийти в голову местным сотрудникам: «А с какой стати надо отдавать эти лотерейные билетики этим русским туристам? Они же об акции — ни слухом-ни духом, про билетики не знают, объявлений на стенах не читают по не знанию языка, а кто читает — спросить постесняется». И вот билетики с каждой премиальной покупки стали перекочевывать в карманы самих тетечек, туристы, как водится ничего не стали спрашивать — красота!

А потом и местные сотрудники стали примечать происходящее и удивились: «А что, разве так можно было?» Ну вы знаете правила «трагедии общин» — кому-то стоит только начать. Конечно некоторые местные сотрудники попытались быть честными, сообщали администрации о происходящем, но ведь это дело такое, в системе, которая изначально предполагает, что все — честные, трудно доказать умысел. Ну поймали русскую тетечку за руку, что она не дала билетик покупателю, тетечка за голову схватилась и искренне посокрушалась: «Ой, как же это я забыла, задумалась, отвлеклась, семейные проблемы, дочка двойку получила…».

Короче, спустя некоторое время в происходящее был вовлечен вес персонал и билетики перестали доходить сначала до туристов, а потом и до всех покупателей, включая местных жителей. Кто догадался напомнить кассирам о том, что полагается лотерейный билет, получал его, а кто не напоминал, ну сам же виноват, не напомнил.

А потом уже и те, кто напоминал, стали вместо билетиков получать странные ответы, типа «акция уже закончилась». Вот тут-то местные жители удивленно напряглись, а англичане, которые становятся очень суровыми, когда кто-то пытается ущемить их права, стали жаловаться.

Какие там разборки происходили внутри торговой сети, скрыто занавесом тайны. Но судя по тому, что состав кассиров обновился и русских тетечек на кассах стало меньше, какие-то разборки случились.

Но было поздно. Персонал уже вошел во вкус. И история пока не завершена. Чем все это кончится, конечно понятно, немецкий орднунг в конце концов восторжествует, но вот каким образом это произойдет, я пока, хоть убей не понимаю. По-хорошему, единственным надежным способом было бы просто одномоментно уволить весь инфицированный совком персонал, все 100% сотрудников магазина. Но трудовое законодательство таких финтов в цивилизованных странах не позволяет. Как иначе, я не представляю. Руководство сети — тоже не представляет, судя по тому, что шоу продолжается, хотя и в более скромных масштабах.

Короче, поживем, увидим, и спустя время — вернемся к этой истории. Она еще не закончилась.



-->
Дизайн A4J

Карта сайта