- Информация о материале
- Создано: 20 июня 2016
В свой последний визит в Москву, прошлой зимой, я заглянул в аптеку неподалеку от моей московской квартиры. И заметил, что там не только продавали лекарства. Посреди аптеки стоял «презентационный стенд», где несколько людей в белых халатах обхаживали пенсионерку, впаривая ей некий электронный прибор — «новейшую российскую разработку», которая «лечит всё».
В «новейшей российской разработке» без труда опознавался «TENS/EMS Machine» (или попросту — миостимулятор) китайского производства, которые продается на Aliexpress за 15 баксов (по тем временам — около 600 рублей). «Новейшая российская разработка» отличалась от китайского оригинала лишь надписью на русском языке и ценой — 14 000 рублей. Но поскольку «у нас сейчас акция» — объясняли люди в белых халатах пенсионерке, вам прибор обойдется всего в 9000 рублей, можно в кредит.
Слава богу, пенсионерка оказалась дамой стрелянной, и отбилась.
К чему я всё это рассказываю.
Помните в конце прошлого года в Российских СМИ с помпой писали о совместном проекте российского Минпромторга и китайской системы онлайновой торговли Aliexpress? О создании на Алиехпрессе «российского раздела», где «российские производители товаров» могли бы предлагать покупателям со всего мира качественные и дешевые российские товары.
Осторожные голоса скептиков, которые интересовались, а откуда, собственно, в природе возьмутся дешевые и качественные российские товары — тонули в общих криках восторга.
И вот — пришла пора подвести первые итоги.
«Коммерсант» опубликовал сегодня выдержки из отчета Минпромторга, из которого следует, что за полгода российский раздел Aliexpressпосетили всего 130 000 человек, которые совершили… 24 заказа.
Китайские партнеры, тактично потупив глаза объяснили это тем, что «у российских производителей слишком высокие цены». Сами «российские производители» объяснили это тем, что у «китайцев программное обеспечение не локализовано — невозможно разобраться».
Хотя истинная причина шита белыми нитками.
На протяжении последних 15 лет почти все «Российское производство» работало по единому принципу. В Китае закупалась какая-то продукция. Потом она ввозилась в Россию под видом комплектующих частей (часть 1 — шнур питания, часть 2 — «основной блок»), и паковалась на месте для розницы — вуаля! Обходились даже без перемаркировки, российская торговая марка обычно ставилась при этом сразу на месте производства — в Китае.
Нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что в России вообще ничего не производится. Огромное количество мелких российских фирмочек и ИП-шников заняли все мелкие ниши, клепая кто на коленке, кто на станочках с ЧПУ всякий творческий ширпотреб. Это все, я думаю, вполне могло пойти бы на Алиэкпрессе.
Но ведь то только в других странах мира какой-нибудь ИП Задрющенков может запросто открыть аккаунт на ибее или амазоне и начать там торговать. А тут Россия, тут Госпроект, тут Минпромторг рулит. А потому к «российскому алиэкспрессу» допускаются не все желающие, а только фирмы из специально составленного Минпромторгом списка. Не ИП Задрющенков, который делает в месяц пятьдесят кукол ручной работы, а какой-нибудь российский суперпупербренд с зычным названием и миллионными оборотами. И все производство которого, знамо дело, сводится к перемаркировке китайской продукции.
Именно поэтому из 466 российских компаний, приглашенных Минпродторгом поторговать на Алиехпрессе, 369 охренели от такого предложения и сразу же вежливо отказались. Согласились лишь те, кто находится с государством в «особых отношениях» и в силу этих отношений не может отказать в просьбе продемонстрировать патриотизм.
Итог закономерен, убедившись, что в Российском разделе под видом серьезного бренда продается за 50 баксов ровно то же самое, что какой-нибудь «дядюшка Ван» продает по соседству за два бакса с доставкой, покупатель крутил пальцем у виска и уходил.
Я, честно говоря, думаю, что те 24 покупки, что были совершены в российском разделе за полгода — это были «тестовые» покупки самих «производителей».
Но мне во всей этой истории интересно другое. Ведь понятно, что с самого начала Минпромторг прекрасно знал, что в России мало чего реально производится, что «российские производители» выставят на Алиэкспресс те же самые китайские товары. Да, пусть перемаркированные под российские бренды товары, но ведь ровно то же самое, что продают там же сами китайцы. И что выставят они их по ценам на порядки дороже оригиналов, по каким, собственно и продают в России.
И понятное дело, что никто не будет покупать клатч под «раскрученным российским брендом» за 6,8 тыс. руб., если рядом продается его китайский оригинал за 1,5 тыс. руб.
Это было понятно еще полгода назад, когда Минпромторг затеял игру в «Русские товары на алиэкпресс». Полгода назад было понятно, что работать это не будет! Тогда зачем затевалось? Чтобы сознательно спустить деньги в унитаз?